Основные причины детонации

1) физико-химические свойства топлива, склонного к детонации, или несоответствие топлива степени сжатия двигателя;
2) перегрев двигателя;
3) отложение большого количества нагара в камере сгорания;
4) слишком раннее зажигание рабочей смеси.
Следует отличать детонационное горение рабочей смеси от ее самовоспламенения, внешние признаки которых практически одинаковы.
При самовоспламенении рабочая смесь преждевременно воспламеняется от сильно нагретых деталей двигателя или от раскаленного нагара, но горение протекает с нормальной скоростью. При самовоспламенении рабочей смеси двигатель работает некоторое время и после выключения зажигания, что не наблюдается при детонационном горении смеси. Следует иметь в виду, что при определенных условиях самовоспламенение рабочей смеси переходит в детонацию. Во избежание детонации необходимо применять для двигателей с высокой степенью сжатия бензин с высоким октановым числом.

Стойкость топлива против детонации оценивают условным, так называемым октановым числом.Отечественная нефтяная промышленность производит в настоящее время автомобильные бензины с октановыми числами 66, 72, 76 и 95, которым присвоены соответственно марки А-66, А-72, А-76 и А-95.

При использовании бензина, имеющего более низкое октановое число, чем требуется для данного двигателя, следует установить
более позднее зажигание смеси. Однако необходимо учитывать, что при этом мощность и экономичность двигателя несколько снижаются. Для повышения октанового числа к бензину добавляют антидетонаторы, из которых преимущественное распространение получила этиловая жидкость. Бензин, содержащий этиловую жидкость в количестве 0,5—1 г на 1 кг бензина, называется этилированным. До настоящего времени в качестве этиловой жидкости применялась смесь, содержащая тетраэтилсвинец. Эта жидкость очень ядовита, поэтому и этилированный бензин тоже ядовит. Для отличия от обычного этилированный бензин окрашивают в оранжевый или зеленый цвет (например, бензин А-66 — в оранжевый цвет, а бензин А-76 — в зеленый цвет). В последнее время проходит проверку и вводится в практику новый антидетонатор, получивший название ЦТМ, который представляет собой марганцевое соединение. Новый антидетонатор добавляется в бензин примерно в количестве 0,5 г на I кг бензина и абсолютно безвреден.

Кроме октанового числа, бензин характеризуется удельным весом, испаряемостью, содержанием химических и механических примесей, содержанием смол и воды,
Удельный вес автомобильного бензина, определяемый по ареометру, колеблется в пределах 0,70—0,76 г/см3.
Испаряемость бензина может быть определена путем нанесения капли бензина на фильтрованную бумагу; если капля быстро высыхает И'на бумаге не остается жирного пятна, испаряемость бензина хорошая.

Top