Газораспределительный механизм двигателя автомобиля «Волга»
Толкатели 24 отлиты из чугуна. Внешняя рабочая поверхность цементована. Внутри толкателей (на дне) установлены специальные опорные вставки со сферической поверхностью. Толкатели на стенках имеют два отверстия для стока масла. Толкатели выпускных клапанов первого и второго цилиндров (около вентилятора) ' имеют дополнительное отверстие несколько выше сливного и отверстие во вставках для подвода смазочного масла через толкающие штанги к клапанным коромыслам .Необходимо следить за тем, чтобы при сборке механизма газораспределения у выпускных клапанов первого и второго цилиндров были поставлены толкатели с тремя отверстиями, так как в противном случае клапанные коромысла останутся без смазки.
Толкающие штанги изготовлены из дюралюминиевых трубок, на концы которых напрессованы стальные наконечники с отверстиями для прохода смазочного масла. Толкающие штанги выпускных клапанов первого и второго цилиндров имеют внутри деревянные пробки, ограничивающие поступление масла к коромыслам клапанов, и на наконечниках накатку, по которой их можно отличить от других штанг. При сборке для выпускных клапанов первого и второго цилиндров следует ставить только штанги с накаткой на наконечниках.
Клапанные коромысла кованые, стальные, не взаимозаменяемые, различают правые и левые коромысла. Поэтому их ставят на каждый цилиндр комплектно парами. Ось 15 коромыслов Общая на два цилиндра, полая, с отверстиями против 'подшипников каждого коромысла для подачи смазки в подшипник. Ось крепится на кронштейнах, установленных на шпильках головки цилиндров.
Регулировочный винт 18 у коромысла находится против толкающей штанги, т. е. так же, как и у двигателя автомобиля «Волга». Регулировочный винт на резьбе ввертывают в отверстие на конце короткого плеча коромысла и крепят контргайкой.
Головка регулировочного винта имеет шаровую форму и входит в сферическое гнездо наконечника толкающей штанги. Зазоры проверяют щупом между сферической пятой длинного плеча коромысла и стержнем клапана. Зазоры у впускных клапанов должны быть равны 0,08 мм, а у выпускных — 0,1 мм.
На каждой головке цилиндров смонтированы в один ряд четыре клапана: средние — впускные, а крайние — выпускные. Диаметр головки впускного клапана 28 мм, а выпускного — 26,5 мм. Клапаны 6 установлены в металлокерамических направляющих втулках наклонно под некоторым углом коси цилиндров. Клапанные пружины 9 закреплены на конце стержня клапана обычным способом при помощи опорной шайбы и сухарей.
Сухари имеют небольшую высоту, равную высоте проточки на клапане. Под опорной шайбой клапанной пружины установлен маслоотражательный стакан, который ограждает стержни клапанов от излишков масла. На торец выпускного клапана надет наконечник, изготовленный из стали высокой твердости, предупреждающий износ торца стержня выпускного клапана. В головку цилиндра запрессованы стальные кожухи толкающих штанг и маслосливная трубка. По кожухам толкающих штанг стекает масло с головки цилиндров, подаваемое в головку для смазки коромысел клапанов.
Коромысла клапанов и клапаны закрыты стальной штампованной крышкой, которая крепится к головке цилиндров шпильками, ввернутыми в головку цилиндров. Крышка уплотнена пробковой прокладкой толщиной 2,5 мм. Распределительные шестерни закрыты литой (из магниевого сплава) крышкой, отлитой за одно целое с кожухом вентилятора системы охлаждения. Крышка закреплена на картере двигателя, десятью болтами и уплотнена прокладкой.