Поршни двигателей автомобилей «Москвич»

Головка поршня имеет цилиндрическую форму, а нижняя часть юбка поршня — коническую и овальную, причем меньший диаметр овала юбки расположен в направлении, параллельном оси поршневого пальца. Коническая форма придана юбке поршня потому, что верх ее подвержен большему нагреванию и больше расширяется, чем нижняя часть.

Для улучшения условий приработки поверхности поршня к цилиндру ее покрывают (электролитическим способом) слоем олова 0,004— 0,006мм. На нижней кромке юбки поршня с двух сторон сделаны боковые выемки, которые необходимы для беспрепятственного прохода противовесов коленчатого вала при работе двигателя.

Днище поршня плоское, ровное. На днище поршня имеется стрелка, которая при сборке должна быть направлена вперед (к радиатору). Поршни сортируют по весу, причем разница в весе между поршнями одной весовой группы не должна превышать 4г. На двигателе можно устанавливать поршни только одной весовой группы.

Внутри поршня имеются приливы — бобышки с отверстиями для поршневых пальцев. Бобышки соединены усиливающими ребрами с днищем поршня. Ось отверстий поршневого пальца смещена от оси поршня на 1,5мм в сторону распределительного вала, т. е. в правую сторону, для того, чтобы поршень в мертвых точках изменял направление движения без ударов. В отверстии для пальца проточены две канавки, в которые вставлены пружинные кольца, удерживающие поршневые пальцы от смещения.
Поршневые пальцы стальные, пустотелые, «плавающего» типа, то есть, не закреплены ни в поршне, ни в шатуне.

Трущаяся поверхность пальца закалена на глубину 1—1,5 мм. Пальцы устанавливают в отверстия бобышек и в подшипник головки шатуна с минимальным зазором, чтобы избежать ударных нагрузок при работе двигателя. Расширение поршня от нагревания при работе двигателя почти в 2 раза превышает линейное расширение поршневого пальца, поэтому, чтобы обеспечить минимальный зазор у пальца, его собирают с натягом, т. е. перед установкой пальца в отверстия бобышек поршень предварительно нагревают в горячей воде примерно до 50—60° С.
Нa головке поршня имеются четыре канавки.

В три верхние канавки установлены поршневые компрессионные кольца,а в нижнюю — маслосъемное. Поршневые кольца изготовлены из специального чугуна мелкозернистой структуры. Стыки колец прямые. Зазор на стыке у кольца, поставленного в цилиндр, равен 0,41— 0,76мм. Высота компрессионных колец 2,165—2,185мм, высота маслосъемного кольца 3,97—3,99мм. Два верхних кольца имеют прямоугольную проточку - по внутреннему верхнему ребру кольца. Такую же проточку, но по внешнему нижнему ребру, имеет нижнее компрессионное кольцо. Проточка выполняется для лучшей приработки кольца к цилиндру, улучшения условий смазки и уменьшения вибрации колец в канавках поршня при работе двигателя. Нижнее компрессионное кольцо выполняет частично также функции и маслосъемного кольца.

На боковой поверхности маслосъемного кольца сделано восемь сквозных проточек, через которые излишки масла со стенок цилиндра отводятся в канавку, а из нее через отверстия в стенке поршня в картер двигателя.Верхнее компрессионное кольцо работает в наиболее трудных условиях, так как оно соприкасается с продуктами сгорания и подвержено наибольшему влиянию высокой температуры. Поэтому для увеличения износостойкости наружную трущуюся поверхность верхнего компрессионного кольца покрывают слоем хрома (0,08—0,2мм).

Трущуюся поверхность двух других компрессионных колец покрывают слоем олова (0,004—0,006мм) для ускорения их приработки к зеркалу цилиндра. Кольца устанавливают на поршень (и снимают) специальными щипцами; при этом стыки компрессионных колец должны быть смещены на 120° один относительно другого во избежание пропуска газов. Стык маслосъемного кольца устанавливают под углом 180° к стыку нижнего компрессионного кольца. Перед установкой колец на поршень необходимо проверить их размер по высоте. Кольца должны свободно входить в канавку с зазором, равным 0,046—0,083мм для верхнего, 0,040— 0,085 для среднего и 0,080—0,125мм для нижнего компрессионных, колец. Для маслосъемного кольца этот зазор равен 0,037— 0,082мм.

Для расточенных при ремонте цилиндров изготовляют поршневые кольца увеличенных (на 0,25; 0,6; 1,0; 1,5мм) ремонтных размеров, которые по каталогу для автомобиля «Москвич-407» имеют дополнительное обозначение РЗ, Р6, Р8, Р9 к каталожному номеру детали 407-100101. Эти кольца применяют на поршнях ремонтных размеров, увеличенных по диаметру на такую же величину и имеющих такое же дополнительное обозначение к номеру детали 407-1004014-A3.


Top